С 1 апреля 2025 года в договор о банковском сопровождении включается условие об автоматизированном мониторинге цен. Банк получил право запрашивать у исполнителей информацию о каждом открытии и закрытии отдельного счета, об изменении реквизитов, об ограничении распоряжения счетом.
У единственных поставщиков, работающих по Постановлению № 2532 от 30.12.2022 г. «О введении специальных мер в сфере экономики», появилась обязанность предоставлять госзаказчику информацию о размере сформированной цены единицы продукции в отношении каждой партии.
Это означает полную прозрачность ценообразования. Если вы закладываете в цену 15 % рентабельности, а у аналогичного исполнителя получается 8 %, будьте готовы объяснить разницу.
С 2020 года «Газпром» сделал банковское сопровождение обязательным для всех своих российских контрагентов. Учитывая, что монополия ежегодно тратит около триллиона рублей на строительство и ремонт, это решение затронуло тысячи компаний.
«Газпромбанк» стал первым банком, начавшим сопровождение газовых контрактов. Механизм похож на ГОЗ, но с некоторыми особенностями: менее жестким контролем за операциями, более оперативным прохождением платежей, но с той же концепцией целевого использования средств.
Для государственных закупок по 44-ФЗ банковское сопровождение становится обязательным, если начальная максимальная цена контракта превышает 15 миллиардов рублей и государственной программой предусмотрена такая обязанность. Также оно применяется, если предусмотрено казначейское обеспечение обязательств по решению Правительства РФ.
Это касается крупнейших проектов: строительства магистралей, мостов, крупных объектов социальной инфраструктуры.
При простом сопровождении поставщик открывает отдельный счет в выбранном банке, заказчик переводит туда деньги, банк контролирует операции и информирует заказчика о платежах. Оно часто осуществляется без дополнительной платы.
Расширенное сопровождение — серьезный контроль. Банк проверяет обоснованность каждой транзакции. Хотите оплатить поставщику комплектующие? Предоставьте договор, спецификацию, счет, подтверждение, что эти детали предусмотрены сметой по контракту. Банк может заблокировать платеж, если сочтет его нецелевым.
Ошибка № 1: подписали контракт, не изучив условия сопровождения
Директор ставит подпись, радуясь выигранному тендеру. Через неделю выясняется, что контракт предусматривает расширенное казначейское сопровождение, а компания даже не зарегистрирована в системе ГИИС. До начала работ остается 10 дней, аванс нужен срочно.
Цена ошибки: задержка получения аванса на месяц, невозможность вовремя начать работы, риск неустойки.
Ошибка № 2: неправильная организация раздельного учета
Компания формально создала в 1С отдельные субсчета для контракта, но не настроила корректное распределение косвенных расходов. При проверке казначейство или банк обнаруживает, что затраты учтены неправильно, документация не соответствует реальным операциям.
Цена ошибки: блокировка счета, требование предоставить корректировки, возможный возврат авансовых средств.
Ошибка № 3: неправильное оформление первичных документов
Самая распространенная проблема. Счет-фактура от поставщика оформлена без идентификатора государственного контракта (ИГК). В договоре с субподрядчиком не указано, что работы выполняются в рамках госконтракта. Акт выполненных работ не соответствует форме, утвержденной для данного типа контрактов.
Цена ошибки: отказ в проведении платежа, задержки перевода оплаты субподрядчикам, простой объекта.
Ошибка № 4: попытка провести «серые» операции
Некоторые компании пытаются использовать средства с отдельного счета для операций, не связанных напрямую с контрактом. Например, пробуют оплатить «дружественному» поставщику услуги по завышенной стоимости, чтобы потом вывести разницу, или делают фиктивные авансовые платежи.
Цена ошибки: уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, блокировка всех счетов компании, расторжение контракта, включение в реестр недобросовестных поставщиков.
По нашему опыту, более 70 % компаний, впервые столкнувшихся с казначейским или банковским сопровождением, не готовы к этим процедурам. Вот основные причины.
Если вы только планируете участвовать в госзакупках:
Если вы уже подписали контракт:
Если возникли проблемы:
Система сопровождения контрактов продолжает ужесточаться. Снижение пороговых значений, расширение сферы действия, автоматизированный контроль — тренды, которые будут усиливаться.
Для бизнеса это означает необходимость профессионализации. Времена, когда можно было «как-нибудь проскочить», прошли. Сегодня успешно работают с госзакупками те компании, которые:
Ключевое отличие успешных компаний от тех, кто терпит убытки: они приняли сопровождение контрактов не как бюрократическое препятствие, а как систему правил. Освоив ее, они уверенно работают на рынке госзакупок.
Казначейское и банковское сопровождение — это не враг бизнеса. Это инструмент, который при правильном использовании обеспечивает прозрачность, защищает от недобросовестных конкурентов и гарантирует получение средств. Главное — научиться им пользоваться.
Оставьте заявку на получение консультации