Первоначально казначейское сопровождение государственных контрактов было проведено в виде эксперимента в 2015 году. В 2016 году было закрепление соответствующих норм в федеральном законе о федеральном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, а в 2017 году уже произошло закрепление соответствующих норм в положениях новой редакции Бюджетного кодекса.
Главная новация в рамках реализации контроля за целевым использованием бюджетных средств — это открытие в органах Федерального казначейства РФ лицевых счетов неучастникам бюджетного процесса, тем юридическим лицам, которые в различных формах получают средства из бюджета. До момента введения казначейского сопровождения считалось, что если бюджетные средства со счета заказчика передаются в качестве оплаты или в рамках аванса получателю — исполнителю работ на его счет в банке, то они перестают быть бюджетными и, следовательно, государственному финансовому контролю больше не подлежат.
На сегодняшний день большинство заключаемых госконтрактов подлежат казначейскому сопровождению, и наблюдается тенденция к увеличению охвата влияния.